Рассказывает многодетная мама:

   «Дочке 4 года. Рядом с нашим домом озеро. Она постоянно пытается убежать туда. Ни на минуту не отвернуться. И объясняю, и ругаю. Бесполезно. Все время в тревоге, напряжении. Что делать?»

Наша ошибка, что мы разговариваем с ребенком как со взрослым, которому доступна логика и самоконтроль. НО! Ребенок — живет эмоциями. Поэтому не слышит наши объяснения.

Чтобы обеспечить ребенку безопасность и собственное спокойствие, нужно понимание ситуации и наши грамотные ДЕЙСТВИЯ .

Для ребенка в 4 года главное – отношения с мамой. Опасность для него понятие абстрактное. И он сделает все, чтобы быть с мамой в контакте. Где эмоции, там и внимание.

Судя по вашему рассказу, тема озера – самая эмоциональная в общении с ребенком, а значит, самая интересная для ребенка! Если вы много эмоций вкладываете в обсуждение темы озера, ребенку трудно переключить внимание на что-то еще. В разговоре про озеро используйте скучный голос и минимум слов!

И еще 4 года – это возраст НАОБОРОТ.

По-другому он называется кризисом трех лет. Это возраст, когда для ребенка жизненно важно вступать в борьбу со взрослым. А тут еще повод такой интересный.

Вы можете воспользоваться этим и подыграть ребенку: «Тебе обязательно нужно искупаться в холодной, грязной воде! Нет, нет, идем сейчас же!» — и сделайте вид, что вы готовы осуществить это. Чем больше мы настаиваем, тем упорнее дети говорят НЕТ! И делают то, что нам на самом деле нужно. Говорите наоборот!

Чем больше запрещаем, тем больше ребенок концентрируется на преодолении запретов. Важно снизить эмоциональный заряд. Сделать его нейтральным. Четко определить время, когда можно и что можно.

Если мы что-то запрещаем, то должны показать, что можно, куда направить ребенку свою энергию. Если вы скажете: на озеро бежать нельзя, а брызгаться из бутылки, плескаться в тазу или бассейне, лить воду в песок – можно, вы думаете, ребенок откажется от такого удовольствия? Еще лучше, если вы сами покажете как это весело. Кроме того это очень хорошая естественная развивающая среда.

Подробнее о множестве полезных увлекательных занятий дома можно почитать в статье на сайте УЗ «Дубровенская ЦРБ» «Чем занять ребенка дома?»

Если ребенок не может сосредоточиться на самостоятельных играх – значит, его эмоциональный резервуар требует наполнения. Простыми словами ему не хватает вашего внимания. И он будет стремиться завладеть вашим вниманием всеми доступными для него способами.

Посмотрите, не является ли убегание на озеро для ребенка своеобразной увлекательной игрой с мамой «Поймай меня!»? Если да, то вы, взрослая, можете перестать играть в эту игру.

Начните планировать время на совместные игры с ребенком, когда вам никто не мешает, когда вы сосредоточены полностью на ребенке, по максиму даете ему свое внимание, интерес, способности.   Тогда у ребенка не будет необходимости захватывать ваше внимание другими, порой опасными способами. Здесь важно не количество, а качество.

Даже если вы многодетная мама, тем более ради своего спокойствия делайте это. Ежедневно в течение 1 часа играйте с ребенком, организовывайте беготню, возню, с массой эмоций вне темы озера. Чтобы ребенок знал, что этот час он для мамы самый важный.

Напитавшись эмоциями рядом со взрослым, ребенок становится послушным, спокойным, охотно играет самостоятельно. Главное в это время – получить как можно больше радости и удовольствия от пребывания вместе.

Как же донести до ребенка опасность некоторых ситуаций, если объяснения и наказания не помогают? Вместо долгих объяснений организуйте игру в «озеро», где действия будут происходить с игрушками. Вы можете в сюжете игры показать ребенку опасности, которые его подстерегаю, рассказать о всех возможных неприятностях ( мишка шлепнулся в холодную воду, ему неприятно…он испугался… Лежит простуженный и грустный) Концентрируйте внимание на чувствах, переживаниях, ощущениях. Эмоционально проиграйте эти моменты. Пусть ребенок побудет и в роли пострадавшего, и в роли помощника Это язык детства, понятный каждому ребенку

В результате:

Ребенок получает полноценный контакт с мамой, и понятную информацию о последствиях непослушания, увлечен новыми играми дома, которые предоставляют гораздо больше возможностей. Зачем ему убегать? А совместная прогулка на озеро доставит удовольствие всем.

 

   И последнее… Ребенок – наше зеркало. Обратите внимание как часто вы не слышите предупреждения, советы, насколько эмоции руководят вашим выбором. Можем ли мы требовать, чтоб ребенок был взрослее нас? Признайте свои трудности, вам легче будет договориться с ребенком.

 

С пожеланием радости и мира в ваших семьях

Психолог Наталья Турутина.

Чтобы избежать опустошительной активности малышей нужно предоставить их ручкам возможность быть постоянно в движении, работе, деятельности. Обучаются руки – развивается мозг и способности.

Обучающими материалами могут оказаться все вещи на кухне, пока мама рядом готовит обед: кастрюли, коробочки, баночки, сумки, сыпучие продукты, ложки, чашки, совочки, губки, ведерки, неопасная бытовая техника, которую можно раскручивать и т.д. Идет активное изучение окружающего мира предметов.

Ребенку очень интересно открывать и закрывать кастрюли, прятать в них предметы, стучать, перекладывать, пересыпать в различные емкости, переливать, окрашивать воду, перебирать крупу, месить тесто, тереть на терке, просеивать муку, резать вареные овощи для салата, мыть, чистить, стирать, лепить из теста и т.д. В этот период закладываются основы будущего трудолюбия.

Дома можно взвешивать на настоящих весах, открыть понятия ”поровну-одинаково“, ”тяжелее-легче“, Осваивать завязывание шнурков и застегивание пуговиц взбивание крема вручную, сметание мусора, мытье стола, стула, пола.

        Вы скажете: сколько же после этого уборки?! Но убрать за собой – непременное условие занятия. Вы покажете ребенку как собрать воду с помощью тряпки, губки, резинового баллончика шприца без иглы, собрать рассыпанное веником и совком. Он повторит – для него сейчас огромное удовольствие делать то, что делают взрослые Даже уборка в этом возрасте становится мощным стимулом развития интеллекта.

Вода. Успокаивает, дарит радость. Дети любят играть с водой: переливание, окрашивание, заполнение емкостей, рисование с помощью струйных пистолетов.

Песок. Благотворно влияет на эмоциональное самочувствие и взрослых и детей. Его полезно сжимать, просеивать, строить ходы, лабиринты, колодцы, играть в секретики, находить спрятанные в песке фигуры, сооружать долины, реки, мосты, селения с игрушками и фигурками, проигрывать целые сюжеты. При этом развиваются кругозор, речь, координация движений, умение воплощать задуманное. Песок можно взвешивать, раскладывать в пакеты, «продавать», лепить угощения, перевозить, формовать. Рисовать пальцем, палочкой, писать буквы и слова.

Глина. Пальцы ребенка, работающего с глиной получают естественную стимуляцию, активный массаж. Замечено, что люди, работающие с глиной редко болеют. Из глины можно делать посуду, вазы и разукрашивать их потом. Лепить геометрические фигуры, буквы. Делить, взвешивать.

Очень важно, что дома ребенок ”учится в свободе“, а значит, упражняет волю, характер с интересной деятельности, выбранной по собственному желанию.

Сегодня с сожалением заметила, у сына с дочкой все больше появляется своих интересов, иногда секретов. И всколыхнулась тревога: чем еще успею я поделиться с ними, пока они уйдут создавать собственный мир?

Вспомнились годы, когда каждый день был заполнен заботой о детях, их здоровье, воспитании, развитии. И вот близится момент, когда их нужно отпустить в самостоятельную жизнь. Насколько устойчивы они будут в ней? Это зависит от того, как много общих радостных моментов было у вас с ними, сколько поддержки и веры вложили вы в них.

Пока ваши дети скажут вам «Мама, папа, я уже не маленький!», успейте пережить с ними вместе как можно больше радостных мгновений. Итак, 75 ВЕЩЕЙ, КОТОРЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО НУЖНО СДЕЛАТЬ ВМЕСТЕ С РЕБЕНКОМ :

1. Пускать солнечные зайчики

2. Наблюдать как прорастают семена

3. Вместе скатиться с высокой ледяной горы.

4. Принести с мороза и поставить в воду ветку.

5. Вырезать челюсти из апельсиновых корок.

6. Смотреть на звезды.

7. Заштриховывать монетки и листья, спрятанные под бумагой.

8. Трясти карандаш, чтобы казалось, что он стал гибким.

9. Дырявить льдинки под струей воды

10. Приготовить жженый сахар в ложке.

11. Вырезать гирлянды бумажных человечков.

12. Показывать театр теней.

13. Пускать «блинчики» по воде.

14. Рисовать мультфильмы на полях тетради.

15. Устроить жилище в коробке от холодильника.

16. Плести венки.

17. Делать извержение вулкана из лимонной кислоты и соды.

18. Показать фокус с наэлектризованными бумажками.

19. Писать под копирку.

20. Сделать брызгалки из бутылок и устроить сражение.

21. Слушать пение птиц.

22. Пускать щепки по течению, рыть каналы, делать запруды.

23. Построить шалаш.

24. Трясти ветку дерева, когда ребенок стоит под ней и устраивать листопад (снегопад, дождик).

25. Наблюдать восход и закат.

26. Любоваться лунной дорожкой.

27. Смотреть на облака и придумывать, на что они похожи.

28. Сделать флюгер и ловушку для ветра.

29. Светить в темноте фонариком.

30. Делать осьминогов из одуванчиков и куколок и из шиповника.

31. Сходить на рыбалку.

32. Оставлять отпечатки тела на снегу

33. Кормить птиц.

34. Делать секретики.

35. Строить дом из мебели.

36. Сидеть у костра. Жарить хлеб на прутике.

37. Запускать воздушного змея.

38. Крутить ребенка за руки.

39. Построить замок из песка. Закапываться в песок. Вырыть глубокий колодец, чтобы достать воды.

40. Сидеть в темноте при свечах.

41. Делать «чертиков» из намыленных волос.

42. Дуть в пустую бутылку.

43. Повторять одно слово много раз, чтобы оно превратилось в другое.

44. Издавать победный клич каманчей.

45. Удивляться своей гигантской тени и играть с тенями в догонялки.

46. Прыгнуть в центр лужи.

47. Делать записи молоком.

48. Устроить бурю в стакане воды.

49. Закопать сокровища в тарелке с кашей.

50. Объясняться знаками.

51. Делать носики из крылаток клена, ордена из репейника, сережки из черешен.

52. Дуть на пушинку.

53. Оставить травинку в муравейнике.

54. Есть заячью капусту, сосать смолу, слизывать березовый сок и кленовый сироп, жевать травинки.

55. Выдавливать формочками печенье.

56. Нанизывать ягоды на травинку.

57. Прыгать в кучи осенней листвы.

58. Петь хором.

59. Починить любимую игрушку.

60. Пускать мыльные пузыри.

61. Наряжать елку.

62. Свистеть через стручок акации.

63. Смастерить кукольный домик.

64. Залезть на дерево.

65. Играть в привидения.

66. Придумывать маскарадные костюмы и наряжаться.

67. Говорить о мечтах.

68. Стучать в самодельный барабан.

69. Смотреть через цветные стеклышки.

70. Рисовать на запотевшем стекле.

71. Выпустить в небо воздушный шар.

72. Организовать детский праздник.

73. Прыгать в кучи осенней листвы.

74. Начать обед с десерта.

75. Надеть на ребенка свою одежду.

Психолог УЗ «Дубровенскя ЦРБ» Турутина Н.В.

ГородУтро понедельникаНавстречу идут две школьницы 2-3 классПроходя мимо слышу:

— А твоя мама часто на тебя ругается?

Другая девочка чтото тихо отвечает.

— А вот моя  КАЖДЫЙ ДЕНЬ слышу громкий голосИ чувствуется ребенка переполняют мысли и эмоции и ей очень хочется обсудить эту тему.

Девочки прошли, а грусть осталась. И вопрос: что происходит сейчас в жизни той мамы? Почему в жизни бывают моменты, когда мы становимся «РУГАЧИМИ» МАМАМИ?

Ведь каждой из нас на самом деле нравится быть мягкой, теплой, ласковой, заботливой, обаятельной, улыбчивой, уютной, гармоничной. Мы тоскуем по этому состоянию и радуемся, когда встречаем его в других людях.

Думаю, что виной тому – накопившееся напряжение, усталость, нерешенные вопросы, обида, боль, которые как пар из-под клапана вырываются, как только мы снижаем самоконтроль. Например, вернувшись домой с работы.

Возможно, ощущение нестабильности, тревога .

А еще причиной может быть собственный детский опыт мамы. Если в ее детском опыте много обид, о которых не хочется вспоминать, она как бы замораживает чувства, чтобы не испытывать боль. И тогда сложно понимать своего ребенка, супруга, и свою жизнь.

Может быть в детстве, переживая несправедливость, вы обещали себе, что со своими детьми будет обращаться совсем по другому. Но вот прошли годы, и в своем голосе вы с удивлением слышите интонации вашей мамы…

Да, дети копируют наши умения, черты характера, особенности, опираются на наш опыт. Это потом влияет на их здоровье (есть «семейные» болезни), на отношения (в семье дочери повторяется история родителей), на успешность в делах (привычки переносим и на работу) и многом другом.

Что делать? Приобрести новый опыт отношений!

У меня для вас очень хорошая новость:

Разморозить чувства, вернуть себе спокойствие, мягкость – МОЖНО! Избавиться от тревоги, вернуть себе ясность восприятия и тепло, умиротворение в отношения – МОЖНО!

И мама ругает не потому что дочка кругом «плохая», а потому что маме внутри плохо и что с этим делать она не знает. (Но дочка этого не знает и привыкает думать, что и она- плохая)

«Последней каплей» может быть что угодно. Вещь не на месте, какая-то неловкость…

Следствием: непонимание, обида, отчуждение с близкими. В таком доме холодно, одиноко.

Потому что женщине внутри холодно и одиноко. В ее жизни не хватает безопасности и радости.

И с этим нужно что-то делать! Например, вместо привычных вины и ощущения собственной плохости научиться обращаться со своими эмоциями, использовать их силу на расцвет свое жизни и отношений.

Предлагаю включить юмор, игру и в женской компании вместе весело разобраться с этими сложными вопросами на курсе «ВОЛШЕБНАЯ МАМА».

Будет много открытий и приятных сюрпризов от близких.

— вы определите свои настоящие причины сердиться)).

— научитесь приводить в порядок свое эмоциональное состояние.

— узнаете, что делать с непонятными для вас моментами в поведении ребенка или супруга, которые вас раздражают.

 

 

Получить подробную информацию можно в каб. № 23 УЗ «Дубровенская ЦРБ»

Психолог Турутина Н.В.

Рассказывает очередная пациентка. «Уснуть не могу, пока все не передумаю. За  детей, родственников, как что лучше сделать».

Мужчина говорит: «Как я могу не переживать! Работа, ребенок, жена!!!»

Сопровождающие болезни : инсульт, артериальное давление, головокружение, сахарный диабет, заболевания щитовидной железы, желудка, невралгические боли в руке, позвоночнике, онкология, операции…

Многие относятся к переживанию как к очень важной работе.

Считают это признаком доброты, не безразличия к близким.

Да,  порой нашим близким нужна наша помощь и участие. То есть конкретное действие в конкретное время, приносящее конкретную пользу.

Например, поиграть с ребенком. Или выслушать взволнованную жену, подругу, дочь, маму. Сходить в магазин. Съездить… Можно вспомнить множество поводов, когда мы нуждаемся друг в друге.

Но многие постоянные пациенты врачей не прекращают искать повод для действия в мыслях, даже когда их близкие обходятся без их участия.

Что при этом происходит со здоровьем?

Нашему организму все равно, переживаем мы за реальные события или воображаемые. В момент этих переживаний выделяется гормон КОРТИЗОЛ, дающий системам организма команду к действию. Все системы начинают работать в усиленном режиме.

А вы в этот момент лежите в постели, ночь и никакого срочного действия предпринимать не собираетесь. И вот это нереализованное действие приводит к хроническому перенапряжению систем организма и поломкам:  колотится сердце, поднимается давление, сахар в крови.

Вы принимаете лекарства от этих симптомов.

И возвращаетесь к своим переживаниям.

Выход: Начать действовать, а не фантазировать, найти реальные вопросы, которые хотите решить или поменять картинки в своем воображении на радостные.

Для многих переживания становятся своего рода развлечением и подтверждением своей доброты. Многократно прокручивая в голове образы разных ужасов, мы думаем, что тем самым предупреждаем появление несчастий в жизни. Когда-то я тоже так думала.

Пока на одной проповеди в церкви не услышала: «Каждая ваша негативная мысль про то, что может произойти работает как проклятие». Когда кто-то кого-то проклинает – посылает вслед черный образ «Чтоб тебе…». А разве не то самое мы делаем с нашими близкими и обстоятельствами собственной жизни, когда накручиваем эмоции вокруг пугающих фантазий?

Поняли? Немудрено, что эти мысли разрушают наше здоровье и радости в жизни близких не прибавляют.

Что делать вместо этого?  Пошлите свое благословение: представьте своего близкого или обстоятельства своей жизни абсолютно благополучными через некоторое время. Максимально сосредоточьтесь на том, чего хотите.

Получается, никакая не доброта наши переживания!

А самая настоящая черная магия, которой мы разрушаем себя и жизнь своих близких. Потому что чем больше переживаешь – тем страшнее то, что видишь в своей жизни.

Вы слышали, чтобы кто-то сказал: «Я так переживала, так переживала – и выздоровела!» Или: «Улучшились отношения в семье сына из-за моих переживаний!!»

Взаимосвязь складывается по-другому.  Невниманием к собственному здоровью и жизни настолько запускаем болезни, что становимся обузой для своих близких. Они нас любят, переживают за нас, ухаживают.

Говорят: проблемы нужно решать по мере их поступления.

Предлагаю выйти из бесполезных переживаний  и взять ответственность за свое здоровье и свою жизнь.

Научиться управлять своими мыслями  и настроением, чтобы эффективно использовать данные вам природой ресурсы  вам поможет «НАСТРОЙ НА ЗДОРОВЬЕ»

 

Психолог УЗ «Дубровенская центральная районная больница»

 

Турутина Н.В.

История эта произошла с моей знакомой 2 года назад. Но рассказала она ее сейчас, когда разговор зашел о влиянии нашего настроя на здоровье.

«Весной сильно заболела я. Диагноз поставили «атипичная пневмония». Было так плохо! Долго в больнице лежала, сколько снимков сделали,  сколько разных лекарств перепробовали, а состояние все ухудшается, дышать совсем трудно.

Тогда и сказала сестре, что. наверное, не «вычапаюсь» в этот раз…

Что она мне кричала в ответ не помню…Только поняла я: « НЕЛЬЗЯ МНЕ УМИРАТЬ! За мамой никто смотреть не будет» И так четко я увидела свою беспомощную парализованную мать, так страшно мне стало от этого, что решила выздороветь любой ценой. Только бы температура спала – думаю, — только бы домой вернуться живой!». И, представляешь, пошла на поправку, да так быстро, что врачи удивились»

Вот такая история.

И таких случаев много в жизни каждого. «Говорят, не было бы счастья, да несчастье помогло». Сильная мотивация активизировала внутренние защитные силы организма.

Больная думала не про свои страдания, а про то, что ей нужны силы ДЛЯ МАТЕРИ. И они появились.

Я знаю много случаев, когда внутреннее убеждение «Мне нельзя болеть» помогало оставаться здоровыми.

Моя мама и дядя, всю жизнь отработали врачами. Никогда в период эпидемий они не болели. Срабатывала внутренний настрой: «Меня ждут больные! Мне болеть нельзя!» В ход шли все методы профилактики: лук, чеснок, травы, обработка носа и горла антисептиками, спорт, дыхательная гимнастика и прочие общеизвестные методы укрепления здоровья. Но в основе был настрой: МНЕ НЕЛЬЗЯ БОЛЕТЬ! МЕНЯ ЖДУТ БЕСПОМОЩНЫЕ БОЛЬНЫЕ! Если я заболею, что с ними будет!» Это похоже на «Айболита», но это правда. Врачи не дают себе права болеть. Это еще одно подтверждение, что наше тело управляется нашими мыслями. Болеют они только от одного: от крайнего физического и эмоционального переутомления! И тогда где тонко, там и рвется. Чаще всего сердце…

Поэтому сейчас в непростое время,

1. Давайте  брать ответственность за свои мысли и свое настроение

2. Выполнять простые правила Здорового Образа Жизни (движение, дыхание. питание, настрой),для профилактики болезней. Законы здоровья остались те же.

3. С уважением относится к труду людей в белых халатах, которые сейчас оказались на передовой! Они такие же люди, как и все мы, из плоти и крови. Они так же чувствуют, переживают. У них, как и у нас, есть близкие люди, дети, родители, друзья, знакомые. И каждый день они выходят на защиту нас.

Найдите возможность поддержать их хотя бы улыбкой и добрым словом, как это делают для нас они!

4. Учиться осознанно управлять своим организмом, а не ждать что здоровье придет извне.

Врачи не могут отвечать за ваш иммунитет, который зависит от вашей собственной активности. Они всеми доступными способами поддерживают функциональные системы организма. Но заболеть или не заболеть, когда и как выздороветь – это зависит от вас. Так было во все времена.

Еще великий Авиценна говорил: «Есть я, ты и твоя болезнь. Если ты будешь против меня, мне с двоими не справиться!»

Помните о важном в вашей жизни, ставьте себе большие цели, действуйте, чаще смейтесь, говорите добрые слова друг другу — и будьте здоровы!

 

Психолог УЗ «Дубровенская ЦРБ» Наталья Турутина

Давно научно подтвержденный факт, что музыка способна оказывать мощное гармонизирующее действие на все системы организма.

Особенно классическая музыка, созданная по определенным канонам, удивительным образом воздействует на нашу психику даже не зависимо от того, насколько она нам нравится. Попробуйте включить , например, произведения

  • Моцарта ( симфония № 40, музыка для сна и др.),
  • Шуберта ( симфония №8, № 40)
  • Шопена («Таинственный лес», «Вальс дождя» и др.)
  • И. С. Баха («Air», «Токатта и фуга ре минор для органа»)
  • Вивальди «Времена года»
  • Бетховен («Лунная соната» и др.)

Возможно, вам понравится:

  • Григ «Утро»
  • Рахманинов «Нежность»
  • Е.Дога «Осенний вальс»

Или:

  • Этническая музыка,
  • Колокольный перезвон,
  • Тибетские поющие чаши…

Есть современная музыка, помогающая вдохнуть энергию в душу каждому, кто с ней соприкасается:

  • Группа «Спейс»
  • Оркестр Поля Мориа
  • Музыка Сергея Чекалина, ДеДюЛи и др. авторов

Или голоса любимых исполнителей…

Подборку разнообразной музыки для прослушивания дома можно записать на свою флешкарту в кабинете психолога (каб. № 23) или найти самостоятельно в интернете, ориентируясь на авторов и свое настроение.

Пусть музыка станет вашим светлым помощником в пасмурные дни. Но не только музыка!

Солнечный свет управляет гормональными процессами в организме, от которых напрямую зависит наше здоровье, настроение,  сон и многое другое.

Старайтесь хотя бы 30 минут в день гулять по улице в светлое время суток.  В помещении располагайтесь по возможности ближе к окнам.

Никакое искусственное освещение не заменит  солнечного света  . Наиболее эффективны солнечные лучи утром даже при пасмурной погоде.

1.Устраивайтесь удобно. Опускаем внимание в центр груди и сосредотачиваемся  на своем дыхании…. ВДОХ И МЕДЛЕННЫЙ ВЫДОХ… Словно дуете на пушинку, которая плавно отлетает от вас.

Вы наблюдайте, как прохладный воздух вливается в вашу грудь и с каждый вдохом и выдохом растекается по телу, проникая во все уголочки, во все клеточки, все органы.

Словно покачивание волн в ритм дыханию грудь мягко поднимается и опускается. Дыхание становится глубже, волна переходит на живот, который мягко поднимается и опускается. Вдох и МЕДЛЕННЫЙ выдох

Глубина дыхания увеличивается, чистый воздух вымывает из тела напряжение и оно, как облачко растворяется на выдохе. Спокойный вдох- медленный выдох, мы отпускаем все свои дела, все свои заботы. мы делаем вдох- на выдохе выдыхаем все свои мысли.

Представьте, что мысли, словно птицы взмыли высоко в небо. И голова становится пустой и чистой.  Покой и тишина.

  1. Мы делаем вдох – на выдохе выдыхаем всю свою усталость, мы даем себе возможность побыть наедине с собой. Мы даем себе возможность полного расслабления.

Когда мы расслаблены, энергия свободно течет по телу, включаются процессы восстановления, омоложения.

Вдох и медленный выдох… Мы отпускаем напряжение из  мышц ног, живота, талии. Расслабляется наша грудь, плечи, руки. ПОКОЙ, ТИШИНА, вам хорошо, приятно, комфортно.

Расслаблена наша шея, расслаблены мышцы лица, щечки расслаблены, губки расслаблены, глазки расслаблены, мягкое тепло и свет наполняют лицо. Расслабьте мышцы головы,   если в голове есть тяжесть – отпустите ее.

  1. Представьте, как приятное ТЕПЛО растекается по всему телу . Теплом наполняются наши ноги, теплом наполняются наши руки. Вдох и медленный выдох…, по телу идет приятная волна тепла.
  2. Представьте, как с каждым вдохом СВЕТ наполняет вас, жидкий свет заполняет все тело, проникая во все уголочки, в самые тонкие сосуды, испаряются болезни, уходит боль, напряжение, во всем организме идут процессы восстановления.

Представьте, что каждая наша клеточка светиться и каждый наш орган светиться и улыбается. Все тело наполнено  светом.

  1. Приятный покой и тишина. Словно пушистое облако окутывает вас и уносит в воспоминания, те моменты, когда вам очень хотелось спать, но было нельзя. Возможно вы готовились к экзаменам, возможно собирались на ночной поезд или самолет или работа в ночную смену или вас было ночное дежурство

Сколько таких моментов вы сможете вспомнить! Когда слипались глаза, вы пытались разогнать дрему и самым большим счастьем казалось склонить голову хоть на несколько минут, вытянуть уставшее тело и дать себе отдых.

Сейчас вы наслаждаетесь этим  приятным ощущением покоя и отдыха.

Вдох и медленный выдох.

Вы можете находиться в нем столько, сколько вам необходимо, отпустив напряжение, мысли и ощущая тепло тишину во всем теле. Это может быть только легкая дрема, когда вы слышите звуки, но вам не хочется уже отвечать.

Это может быть поверхностный сон, когда все звуки уходят на задний план и главным становится внутренние ощущения покоя и умиротворения.

Вы можете погрузится в глубокий сон, во время которого запускаются процессы восстановления, обновления клеток, улучшается память, восстанавливается иммунитет, защищающий от всего, что ваш организм считает инородным.  Организм после такого сна чувствует себя по-настоящему бодрым, отдохнувшим.

С каждым разом настройки на медленный выдох и внутренние ощущения тепла и покоя восстанавливается естественная способность организма полноценно отдыхать. Вы можете наслаждаться отдыхом,  не прикладывая никаких усилий, чтобы уснуть.

Вдох и медленный выдох. Тело само восстанавливает свою естественную способность к глубокому освежающему сну.

А теперь на счет 5 мы возвращаемся в состояние  бодрствования. Благодарим внутренним голосом себя, Высшую силу, природу, Бога за проделанную работу.

  1. 3. 4. 5.

Открываем глаза – мы здесь и сейчас! Сознание ясное, настроение отличное. Можно потянуться, похлопать себя, распределить состояние здоровья и счастья по всему телу.

Желаем вам всегда оставаться здоровыми!

Настрой составлен и адаптирован психологом  Турутиной Натальей Викторовной (Дубровенская ЦРБ)

Если представить, что сон – это виртуальный водоем, то отход ко сну — с момента, когда закрываешь глаза, — можно сравнить с вхождением в воду. Само вхождение длится 5-10 минут. Затем начинается первое погружение — и ты оказываешься «под водой».

Это 1-я фаза, стадия очень легкого сна. Твое тело расслабляется. Организм входит в режим санации: просматривает, что подлечить, что подпитать, что восстановить, а что отправить на выход.Это начало режима восстановления.
В это время мы еще слышим голоса людей и понимаем, что они говорят, но у нас уже нет желания отвечать им.

Затем наступает 2-я фаза – стадия легкого сна. Мы всё еще слышим голоса, но речь становится неразборчивой, слова превращаются в шум. Происходит снижение тонической мышечной активности. Сердечный ритм замедляется, температура тела снижается, глаза неподвижны. Длительность этой фазы — не более 20 минут

Дальше приходит очередь 3-я фазы – медленный сон. Из внешнего мира больше не доносится ни звука, все тело расслабленно, дыхание медленное и тихое-тихое. Во внешнем наблюдении: будто и вовсе человек не дышит.  Или наоборот: ну так громко дышит, что спасу нет (храп). И на этой стадии многие люди – застревают . Но не все люди, а те, кто живет в постоянном стрессе. А так можно погрузиться еще глубже.

4-я фаза – очень глубокий сон. На этой стадии тело вроде бы и отдыхает, но именно в это время по-настоящему живет: вырабатывает специальные «лекарства» — защиту от болезней. А также тело вырабатывает вещества, обеспечивающие деление и рост здоровых клеток. Мозг в это время производит себе очистку — апгрейд: выбрасывает в зону подсознания ненужную оперативную информацию. Это надо для укрепления внимания, памяти, мышления.  Как раз на 4-ой стадии сна, обрабатывается важная информация, события и впечатления, полученные за день. В результате  то, что пригодится и поспособствует нашим успехам, достижениям остается в памяти, а  то, что не нужно -удаляется из сознания. И этот процесс мы видим. Это – сны.

Все эти четыре стадии мы проходим за 90 минут. Это полный цикл сна.
Разделите то время, что вы обычно спите, на 90 минут – и увидите, сколько таких циклов вы проходите во сне.

Если все идет хорошо, то  с каждым циклом  ты погружаешься все глубже и глубже, вплоть до четвертой стадии. Ты становишься все сильнее, твоя память улучшается, ты обновляешься и получаешь ресурсы противостоять болезням.

Зависит такой сон только от гормональной регуляции организма.  Таблетки тут бессильны. Как ее восстановить – В СЛЕДУЮЩЕМ ВЫПУСКЕ.

Стресс – неотъемлемая часть современной жизни. Долгое время стресс рассматривался как проблема взрослого человека. Однако сегодня она все больше и больше распространяется на наших детей, особенно детей старшего школьного возраста, которые страдают от избыточных физиологических и информационных нагрузок и непосильного для них психологического давления. Неслучайно психологами выделяется термин «школьный стресс».

Признаки стрессового состояния у старшеклассников могут проявляться в таких симптомах, как:

— усталость, расстройство сна;

— проблемы с концентрацией внимания и запоминанием;

— беспричинная обидчивость, плаксивость или, наоборот, повышенная агрессивность;

— неустойчивое настроение (периоды подъема сменяются глубокой депрессией);

— раздражительность;

— тревожность и непоседливость;

— отсутствие уверенности в себе;

— нарушение аппетита;

— отказ контактов, стремление к уединению

— потеря самоконтроля.

Профилактика школьного стресса

Следует понимать, что полностью избежать негативных ситуаций школьнику очень сложно. Однако снизить их влияние и повысить устойчивость нервной системы к различным нагрузкам вполне возможно. Это можно сделать, соблюдая следующие рекомендации:

Строгий распорядок дня и отдыха. В первую очередь необходимо соблюдать режим дня и вовремя ложиться спать. Сон должен быть непрерывным и полноценным. Перед сном рекомендуются водные процедуры (лучше всего, если это будет душ). Контрастные процедуры или горячие ванны противопоказаны. Умственных, физических нагрузок и компьютерных игр в вечернее время следует избегать, так как они действуют возбуждающе.

Спортивные занятия повышают устойчивость к стрессам. Это – отличный способ снятия стресса, повышения самооценки, улучшения общего состояния организма. Они могут быть как в быстром темпе, так и проходить медленно.

Ограниченный доступ к компьютеру, телевизору. Необходимо контролировать контент, который поступает к подростку. Ограничить или совсем исключить чересчур агрессивные компьютерные игры, кинофильмы со сценами насилия, материалы, не соответствующие возрасту.

Правильное питание. Здоровая и полезная пища имеет очень важное значение для психологического состояния. С пищей в организм поступают необходимые минеральные вещества, играющие большую роль в химических процессах. Они либо провоцируют чрезмерную возбудимость, либо успокаивают нервную систему. Так, для активных и впечатлительных подростков, у которых проблемы, например, со сном, можно добавлять в чай мяту, мелиссу, перед сном пить теплое молоко. Во время смены сезонов рекомендуется прием витаминов.

Пребывание на свежем воздухе рекомендуется всем без исключения. Необходимо ежедневно не менее часа ходить по улицам родного города. А еще лучше совершать прогулки в лесопарковой зоне.

Для снятия симптомов стресса старшеклассникам можно предложить выполнять следующие упражнения:

Развивать навык позитивного мышления

Позитивное мышление поможет преодолеть стресс. Его суть состоит в том, что нужно учиться концентрироваться на положительных мыслях и воспоминаниях.

Переключать внимание

Если одолевают неприятные мысли, попробовать переключиться. Сместить акценты на внешний мир. Понаблюдать за тем, что способно порадовать. Концентрироваться на том, что видно и слышно в данный момент.

Освобождаться от отрицательных эмоций

Подавленные эмоции усиливают стресс и могут привести к депрессии. Поэтому необходимо давать им выход. Естественно, что делать это нужно позитивным способом, так, чтобы не причинить вред окружающим. Можно, например, поколотить подушки.

Смех – это лучшая профилактика стресса. Смотреть комедии, читать юмористические рассказы, улыбаться прохожим.

Расслабляться

Этот способ очень полезен. Нужно ежедневно 10-30 минут посвятить аутогенной тренировке.

Самовнушение

Выбрать подходящую аффирмацию (позитивную фразу) и проговаривать ее вслух или про себя как можно чаще, настраиваясь на нужную волну. Например, если волнение перед ответственным школьным мероприятием, можно говорить следующую формулу: «Внутри и вокруг меня мир и гармония. Я спокоен, все будет хорошо».

Любимое увлечение или хобби

Любимое хобби – замечательная профилактика стресса. Увлечения – главная таблетка от стресса. Ему нравится петь, читать стихи, играть на рояле или в футбол? Поддержите его!

«Позитивный список»

Пусть ребенок напишет на листке бумаги самые интересные способы времяпрепровождения. Этот список – еще одно спасение от стресса!

К сожалению, стрессовые ситуации неизбежны, но можно сгладить отрицательное влияние стресса, соблюдая вышеперечисленные рекомендации. Если же вы видите, что у вашего сына или дочери нервные силы на исходе и их ничего не радует, обратитесь за помощью к психологу, который поможет справиться со стрессом.

Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом, т.е. лишение себя жизни. Психологический смысл чаще всего заключается в отреагировании аффекта, снятии эмоционального напряжения, ухода от той сложной ситуации, в которой человек волей неволей оказался.

Суицид не является случайным действием, он всегда имеет цель и смысл. Он является своего рода решением проблемы, выходом из психологического кризиса или невыносимой жизненной ситуации. Чтобы понять причину самоубийства подростка, нужно, прежде всего, знать проблемы, которые ему необходимо решить.

Выделают четыре основные причины самоубийства:

  • изоляция (чувство, что тебя никто не понимает, тобой никто не интересуется);
  • беспомощность (ощущение невозможности контролировать свою жизнь);
  • безнадежность (когда будущее не предвещает ничего хорошего);
  • чувство собственной незначимости (уязвленное чувство собственного достоинства, низкая самооценка, переживание некомпетентности, стыд за себя).

Суицидальные мотивы подростков:

Лично-семейные:

— семейные конфликты, развод родителей;

— болезнь, смерть близких;

— одиночество, неудачная любовь;

— оскорбление, унижение со стороны окружающих и т.д.

Состояние здоровья:

— психические и соматические заболевания.

Конфликты, связанные с антисоциальным поведением:

— опасение уголовной ответственности;

— боязнь иного наказания или позора.

Конфликты, связанные с учебой.

Материально-бытовые трудности и другие мотивы.

Внешние и поведенческие признаки суицидального риска:

во внешнем виде и поведении необходимо обращать внимание на:

— тоскливое выражение лица, скука, грусть, уныние;

— склонность к нытью, капризность;

— повышенная, часто неестественная активность мимики лица или отсутствие мимических реакций;

— тихий монотонный голос, замедленная речь / ускоренная экспрессивная речь, причитания;

— общая двигательная заторможенность или бездеятельность / двигательное возбуждение;

— склонность к неоправданно рискованным поступкам;

— неприязненное, враждебное отношение к окружающим, чувство ненависти к благополучию окружающих;

— чувство физического недовольства, безразличное отношение к себе;

— тревога немотивированная и мотивированная;

— ожидание непоправимой беды;

— оценка собственной жизни, пессимистическая оценка своего прошлого, избирательное воспоминание о неприятных событиях из прошлого, отсутствие перспектив в будущем.

Словесные ключи (что проговаривает подросток):

Прямые или косвенные сообщения о суицидальных намерениях: «Хочу умереть!», «Ты меня больше не увидишь!».

Шутки, иронические высказывания о желании умереть, о бессмысленности жизни.

Прощания.

Самообвинения («Я ничего из себя не представляю» и т.п.).

Сообщение о конкретном плане суицида («Я принял решение. Это будет сегодня, когда предки уедут на свою дачу. Алкоголь и таблетки я уже нашел» и т.п.).

Родители, ПОМНИТЕпризнаками суицидального риска в первую очередь могут быть: изменение настроения, питания, сна, критическое отношение к своей внешности, самоизоляция, интерес к теме смерти (появление в доме литературы по этой теме, переписка в Интернете и т.п.), нежелание посещать кружки, школу (в том числе учащение прогулов), серьезные изменения в состоянии здоровья (частые простуды, частые головные боли и др.) и т.п.

Если вы увидели хотя бы один или несколько признаков перечисленных выше – это уже достаточный повод для того, чтобы уделить внимание своему ребенку и поговорить с ним. Спросите, можете ли вы ему помочь и как, с его точки зрения, это сделать лучше. Не игнорируйте ситуацию. Даже, если ваш сын или дочь отказываются от помощи, уделяйте ему больше внимания, чем обычно. Обратитесь к специалисту самостоятельно или с ребенком.

Рекомендации по профилактике суицидального риска

Сохраняйте контакт со своим ребенком. Важно постоянно общаться с подростком, несмотря на растущую в этом возрасте потребность в отделении от родителей. Внимательно слушайте его: очень часто самоубийства совершаются из-за того, что ребенку просто некому рассказать о своей беде. Приложите усилия, чтобы понять проблему, попытайтесь успокоить его и определить пути выхода из сложной ситуации. Предложите свою помощь. Убедите его в том, что вместе вы сможете справиться с любыми трудностями.

Помните, что авторитарный стиль воспитания для подростков неэффективен и даже опасен. Чрезмерные запреты, ограничения свободы и наказания могут спровоцировать ответную агрессию. Предпочтительной формой воспитания является демократический стиль воспитания.

Говорите с ребенком на серьезные темы: что такое жизнь? В чем смысл жизни? Что такое дружба, любовь, смерть, предательство? Эти темы очень волнуют подростков, они ищут собственное понимание того, что в жизни ценно и важно. Говорите о том, что ценно в жизни для вас. Не бойтесь делиться собственным опытом.

Делайте акцент на позитивных моментах жизни, на светлых воспоминаниях из прошлого. Обратите внимание подростка на его успехи, на то, как близкие радуются за него, на то, как он важен, как вы его цените. Объясните, что его жизнь для вас самая дорогая в мире.

В значительной мере подростковый суицид предупреждают следующие факторы:

Регулярная занятость ребенка в интересных ему сферах. Посещение спортивных  секций. Музыка, рисование, программирование и т.д.

Хорошие открытые взаимоотношения с родителями и сверстниками. Наличие постоянных друзей и авторитета в его окружении.

Успешное выполнение поставленных задач и целей (в спорте, учебе и т.д.), признание успехов окружающими, особенно близкими людьми.

Высокая личная ответственность за окружающих и социальная активность: шефство над малышами или стариками, ответственная должность в классе, активное участие в воспитании младших детей в семье и т.д. Подобная практика позволяет лучше выстроить систему приоритетов и определить жизненные цели, учит преодолевать трудности, бороться с ними и не впадать в уныние.

Если есть какие-то изменения в поведении подростка, которые вы не можете изменить, обращайтесь за консультацией к специалисту-психологу или психотерапевту.